Ваш личный агент на рынке труда
Логин
Пароль Забыли?
 
 
 
  Главная Найти вакансии Разместить резюме Советы и статьи   Работодателю  
Сейчас на сайте 14 активных резюме и 1523 открытых вакансий
 
 

Полезные статьи

Выбор профессии: время рационального подхода


Выбор профессии: время рационального подхода

 

Около 20 лет  кадровой работы позволили мне накопить опыт, которым я хочу поделиться с выпускниками школ и, в первую очередь, с их родителями.

Специалист по управлению трудовыми ресурсами  – это именно тот человек, который представляет работодателя и оценивает квалификацию, деловые качества и способности специалистов. Когда на собеседование приходит молодой специалист, то именно менеджер по персоналу оценивает результаты процесса воспитания, обучения и профессионального образования, результаты всей предыдущей жизни молодого специалиста, результаты усилий родителей, педагогов, преподавателей, наставников.  И то что мы видим далеко не всегда радует.

Каждое лето ВУЗы и профессионально технические учебные заведения выпускают молодых дипломированных специалистов, 80%  из которых не будут обеспечены рабочими местами по специальности.

Бесчисленные юристы, экономисты, маркетологи, менеджеры ВЭД уже стали продавцами-консультантами, секретарями, торговыми представителями…

Каждое лето ВУЗы принимают на обучение тысячи выпускников школ, которые выбирают модные, но никому не нужные специальности. И эти абитуриенты в дальнейшем пополнят ряды не востребованных специалистов.

Исследования показывают, что в подавляющем большинстве случаев мотивация старшеклассников при выборе будущей специальности не относится собственно к специальности и базируется отнюдь не на знании содержания деятельности или знании собственных способностей. Первые строчки рейтинга прочно заняли такие факторы, влияющие на выбор профессии как: желание избежать призыва в армию, наличие знакомств в ВУЗе, амбиции и выбор родителей, пример друзей.

Через некоторое время причины, которые действовали при выборе профессии, становятся не важными, а не нужный диплом остается вместе с ощущением потерянного времени и денег.

В конце концов, отложив такой диплом в сторону, молодые люди находят «свою» профессию методом проб и ошибок, опираясь на свои способности и интересы. 

Мой профессиональный опыт, наблюдения и обобщения, которые мне удалось сделать, говорят о том, что независимо от обстоятельств, стоит хорошо потрудиться над сознательным и обоснованным выбором профессии. Правильный выбор дает быстрый и успешный старт молодому человеку, положительное подкрепление от успехов в обучении и первых шагов освоения профессии, гарантированную экономию времени, усилий и денег всей семьи.

Слагаемые успеха

Правильный выбор профессии позволит будущему специалисту полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Как и любое важное дело, выбор профессии начинается с тщательного изучения вопроса и постановки цели.

В нашем случае изучению и анализу должны подвергаться:

1.   Мир профессий в его многообразии.

2. Рынок труда: наличие предложений по работе, уровень заработных плат для специалиста выбранной профессии, карьерные возможности.

3.  Способности и таланты старшеклассника, качества личности, здоровье.

4. Учебные заведения: условия поступления, специальности, качество обучения.

Такое серьезное исследование ни один школьник не в состоянии провести самостоятельно. Поэтому эта книга адресована в основном родителям, которые имея свой жизненный опыт, опираясь на знание способностей и качеств своего ребенка и будучи свободными от веяний моды и подростковых эмоциональных решений, имеют достаточно шансов на то, чтобы помочь старшекласснику выработать оптимальное решение.

С чего же лучше начать?

Естественно, с анализа способностей кандидата в будущие профессионалы. Для такого начала есть две существенные причины:

Во-первых, мир профессий многообразен, насчитывает около 40 000 наименований и далеко не все профессии заинтересуют вас. Изучить их, или хотя бы ознакомиться с ними всеми, будет затруднительно.

Во-вторых, изучение интересов и способностей будущего профессионала, качеств его личности и физического состояния позволит выбрать верное направление дальнейшего поиска и сузить выбор.

 

Семейные ценности

Выбор будущей профессии – это первая весомая жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники.

Это очень серьезный, комплексный вопрос, требующий всестороннего изучения, и я уверена, что у старшеклассника нет, и не может быть достаточного понимания важности вопроса, опыта и знаний для принятия взвешенного решения.

Кроме того, осуществляя выбор, нужно помнить, что это долгосрочный проект, имеющий множество этапов реализации в меняющейся ситуации, который важно «видеть»  хотя бы в общих чертах. И для такого «видения» у старшеклассника тоже не достаточно жизненного опыта и информации. Не говоря уже о финансовой составляющей проекта, которая включает в себя не только финансирование образования, но и поддержку студента, а потом и молодого специалиста на протяжении длительного времени. Учет всех этих факторов – обязанность родителей.

Конечно, чрезвычайно важно помнить, что окончательный выбор должен сделать старшеклассник.

Поэтому перед родителями стоит сложная задача, которая заключается в том, чтобы, с одной стороны, не пустить процесс принятия решения на самотек и, с другой стороны, не навязывать старшекласснику готового решения, снимая с него ответственность за свое будущее.

Выбор профессии – это своеобразное подведение итогов усилий всей семьи по воспитанию младшего поколения и начало нового семейного проекта. От успешности этого нового проекта будет зависеть не только будущее нового поколения вашей семьи,  но и ваше будущее, родители. Выбор профессии - это одно из серьезнейших семейных решений. И важно осознавать важность этого решения.

Зачастую люди тратят гораздо больше усилий, выбирая себе машину, квартиру или дом. Они взвешенно подходят к принятию решения, проверяют риски, техническое состояние, заботятся о юридической стороне вопроса, требуют гарантий, проверяют, надлежащим ли образом оформлены документы… И, одновременно, те же люди могут пустить на самотек принятие решения, которое имеет не меньшие финансовые последствия и очень долгосрочный эффект когда речь идет о выборе профессии для сына или дочери.

 

Древняя мудрость гласит: «Выбирая поле для посева или место для дома или пастбище для скота, думай о том, как это твое решение отразится на пятом колене твоего потомства».

И правда, в тех семьях, где основанием для принятия решения служат семейные ценности, каждое поколение вносит в копилку своего рода свои достижения и род укрепляется. В семьях, где каждый за себя, а важные решения отданы в руки случая,  ошибки накапливаются и не реализованные судьбы передаются из поколения в поколение.

Эта книга является руководством по составлению «бизнес плана», успешного профессионального будущего старшеклассника. Где родители выступают в качестве инвесторов, а сам старшеклассник – менеджера проекта.

Необходимость составления такого «бизнес плана» не испугает большинство читателей, поскольку в него целыми разделами войдут их жизненный опыт и знания.

 

Итак, какие факторы необходимо учесть при выборе профессии?

 

1. Знание способностей и интересов старшеклассника.

Наблюдая за развитием ребенка с младенческого возраста, родители накапливают не мало информации о его интересах, особенностях характера, интеллекте, памяти, внимании, волевых качествах, выносливости, коммуникативных и лидерских способностях, здоровье и о многом другом. Мы знаем, что каждый ребенок обладает уникальным набором характеристик, которые по-разному сочетаются, в различной степени развиваются в детстве и  могут быть по-разному реализованы в жизни в целом и в профессии в частности.

Большинство родителей стараются создать максимум условий для развития способностей и интересов ребенка с раннего детства.  Это позволяет ребенку попробовать себя в разных видах деятельности и проявить не только таланты, но и качества личности и характера.

Например, занятия музыкой помогут обнаружить есть ли у ребенка слух и чувство ритма, способности к композиции и, кроме того, покажут, трудолюбив ли ребенок, усидчив ли, способен ли к тонкой моторике, когда речь идет об усвоении навыков игры на музыкальном инструменте. Посещение спортивных секций поможет развить физические данные ребенка и заодно обнаружит, есть ли у ребенка стремление к победе, азарт состязательности, настойчивость и целеустремленность. Занятия в технических кружках проявит способности к конструктивному мышлению и заодно покажет, способен ли ребенок реализовать замысел, материализовать его в модели механизма или машины, или ему достаточно идеи. Участие ребенка в общественной жизни школы проявит его организаторские способности и коммуникативные навыки.

Одних только задатков или врожденных способностей не достаточно для достижения успехов в соответствующем виде деятельности. Такие качества характера и личности как настойчивость, трудолюбие, целеустремленность усиливают врожденные задатки, помогают развить их до настоящего таланта. И, наоборот, расслабленность, лень, переменчивость интересов ослабляют даже выраженные таланты.

Предоставив ребенку возможность попробовать себя в различных кружках, секциях и клубах, и выявив его задатки и способности, сильные и слабые стороны его характера, родители могут организовать его обучение и воспитание так, чтобы способности и таланты развивались,  а слабые черты  компенсировались или сдерживались.

Так еще за много лет до того, как вопрос выбора профессии станет актуальным, родители закладывают фундамент для выбора профессии и интуитивно начинают профориентацию, основываясь на уникальном наборе характеристик ребенка, состоящих из задатков и качеств характера.

Все это приводит к безболезненному и логичному выбору профессии, к которой старшеклассник внутренне готов и первые шаги к освоению которой  уже сделаны.

Таким образом, из множества известных всем профессий мы выбирает наилучшую, оптимальную профессию для своего старшеклассника, опираясь на его уникальные способности и качества. Что, в свою очередь, станет основанием для его профессиональной успешности, а значит, и востребованности на рынке труда.

 

2. Поддержка, собственный пример, или пример другого члена семьи.

Никто не станет возражать против того, что в реализации планов, связанных с выбором и получением профессии, а также с получением первого профессионального опыта, задействованы ресурсы семьи, связи, наработки, профессиональный опыт родственников и так далее. Каждая семья обладает уникальным набором ресурсов и по-своему подходит к решению вопроса профориентации детей. Некоторые родители берут на себя принятие всех, даже малейших решений и полностью контролируют весь процесс, а некоторые пускают все на самотек.

Кроме материальных благ и социального статуса семьи, не последнюю роль в выборе профессии и развитии способностей играет наследственность.  У детей довольно часто в той или иной степени выражены способности родителей, таланты бабушек и дедушек. И если родители осуществили удачный выбор профессии, реализованы в профессии, то таким образом повышается вероятность того, что дети выберут ту же или сходную профессию. А родители, соответственно, могут оказать им всестороннюю помощь. Это настоящее основание для профессиональных династий.

Фамилии известных в своей профессии людей позволяют быстрее открывать нужные двери, но и требуют соответствия высоким ожиданиям и профессиональным стандартам.

 

3. Понимание того, что в мире есть профессия для каждого.

Если ребенок не одарен какими-то особыми или ярко выраженными способностями, то и это не должно расстраивать родителей. Общеизвестно, что у большинства людей способности не являются редкими или ярко выраженными. И в то же время, большинство распространенных профессий не требуют наличия каких-то особых талантов.

 

Именно это и облегчает выбор профессии. Важно только учесть  ключевые способности старшеклассника и его возможные ограничения, а потом помочь выбрать профессию, которая соответствовала бы данным способностям.

Задача иногда усложняется тем, что способности ребенка не являются ярко выраженными, а его амбиции и стремления или амбиции родителей все равно толкают к выбору не соответствующей профессии. Или, наоборот, ребенок щедро одарен самыми разнообразными способностями. И выбор затруднен именно потому, что трудно отдать предпочтение одной способности в ущерб другой.

Иногда способности есть, но нет возможностей развивать их или обеспечить соответствующий уровень образования.

Все эти вопросы легко «снимаются», если посвятить некоторое время изучению профессий. Среди 40 000 современных профессий явно найдется одна, которая соответствует способностям, амбициям ребенка и семьи, с одной стороны, и будет востребованной на рынке труда, с другой стороны.

 

4. Жизненный опыт в решении комплексных вопросов.

Взрослому человеку уже не единожды приходилось планировать и воплощать в жизнь сложные многоходовые комбинации, имеющие длительный срок реализации и определенные этапы выполнения.

Только у взрослого человека есть опыт совмещения нескольких планов и целей, одинаково важных, но находящихся в различных сферах жизни, таких как работа, семья, дом, хобби, творчество, здоровье, отдых, путешествия.

Выбор профессии, профессиональное образование и последующий профессиональный рост, получение первого профессионального опыта, трудоустройство и карьера -  все это длинный путь, основные вехи которого и основные сложности на котором нужно представлять хотя бы в общих чертах. Необходимо учесть также, что со временем профессиональные планы будут неизбежно пересекаться с другими событиями жизни: основанием семьи, рождением детей, строительством собственного дома. И именно успех в профессиональной деятельности является залогом и условием реализации других жизненных планов.

Конечно, жизненный опыт – это знания, которые очень плохо передаются из поколения в поколение. Молодые люди предпочитают самостоятельно «набивать шишки» и  учиться на собственном опыте. Однако опыт и поддержка старшего поколения – это весьма весомая инвестиция, ресурс, от которого зависит надежность всего проекта.

 

5. Финансовый план.

Этот пункт намеренно рассмотрим подробнее. И не потому, что считаю вопрос денег каким-то особым, а потому, что чаще всего именно этот вопрос вообще не рассматривается в публикациях. Мы все еще стесняемся говорить и писать о деньгах, все еще живем с менталитетом советского человека: о деньгах говорить стыдно. Но реальность такова, что обойти вопрос денег в теме выбора профессии, выбора учебного заведения и при этом говорить только о способностях ребенка – значит читать рецепт прекрасного блюда, но не иметь денег на покупку продуктов из которых оно готовится.  Дети могут желать учиться в престижных учебных заведениях, родители же точно знают можно ли позволить себе такую роскошь. Только взрослые могут оценить, не насеет ли это ущерба семье в целом и если да, то только они могут решить, идти или нет на такие жертвы. Опираясь на свой опыт, взрослые могут прогнозировать  сроки возврата инвестиций в образование в виде заработной платы молодого специалиста.

Вот простая формула, с помощью которой семья может оценить свои инвестиционные способности.

 

Суммируйте стоимость обучения за весь курс обучения, плюс дополнительные затраты на обучение. Например, стоимость обучения 5000 у.е. за 5 лет. Другие необходимые траты на обеспечение учебного процесса – еще 500у.е. в год – 2500у.е. за 5 лет. Прибавьте к этой сумме «неполученный доход – заработная плата молодого человека, которую он мог бы зарабатывать, если бы пошел работать, а не учиться. Например, в среднем 200 у.е. в месяц на протяжении 5 лет составляют 12000 у.е..

Это инвестиции: 5000+2500+12000=19500 у.е.

Допустим, что студент будет работать сначала промоутером, зарабатывая 150 у.е. в месяц на протяжении 2 лет за исключением сессий, что составит 3000 у.е.. А потом трудоустроится как младший специалист с средней заработной платой в 300 у.е. в месяц, что за 3 года составит 9000у.е.. Таким образом, он обеспечит себе доход в 12000у.е. за время обучения.

Это доход за время обучения 3000+9000=12000 у.е.

Следующий шаг 19500 (затраты)  минус 12000 (доходы) и разделить на среднюю заработную плату для специалиста данной специальности, например, 500у.е. в месяц.  (19500-12000)\500=15 месяцев

В нашем примере получается, что затраты на обучение компенсируются через 15 месяцев после начала трудовой деятельности дипломированного специалиста с учетом того, что будучи студентом, он работает.

Если же студент не работает, то затраты на его обучение (19500 у.е. в нашем примере) компенсируются через 39 месяцев (при среднем доходе в месяц 500 у.е.). 19500\500=39.   А это еще 3 года  к 5 годам обучения.

Конечно, речь не идет о возврате инвестиций в точном экономическом значении слова. Ведь родители, как правило, не требуют вернуть деньги, потраченные на обучение. Во всяком случае, мне такие примеры не известны. Но цифры, которые Вы получите даже при таком подсчете, позволят лучше сориентироваться и принять взвешенное решение в отношении инвестиционной политики. Ведь на некоторые переменные можно повлиять.

В нашем примере разница видна не вооруженным взглядом: работающий студент компенсирует инвестиции в 2,5 раза быстрее, чем не работающий и при этом получает трудовой опыт! Студент, у которого нет дохода во время обучения, отрабатывает инвестиции еще практически 3 года после окончания ВУЗа.

Возможны так же варианты, когда молодой человек получает сначала средне-специальное образование (другой порядок инвестиций), трудовой опыт и только потом высшее образование по  заочной форме обучения. Согласитесь, что инвестиционная картина будет выглядеть совсем по-новому.

 

Сделав такие элементарные расчеты (а ведь мы не учли еще тут затрат на жизнеобеспечение, которые составили бы не менее 50% доходов и тем самым увеличили бы сроки окупаемости вдвое), семья может соизмерить свои финансовые возможности и взвешенно принять решение о форме обучения будущего студента.

 

6. Рынок труда.

Еще одна грань – это знание рынка труда, уровня заработных плат, возможностей для профессионального и карьерного роста, востребованность специалистов на рынке труда.

Естественно, для того, чтобы прогнозировать развитие рынков, нужно быть специалистом, экспертом. Но если выбор профессии ведется разумно, то вы уже знаете направление и критерии поиска. Осталось только уточнить специальность и набрать ее в поисковой программе в Интернет, и Вы тут же получите ссылки на обзоры зарплат, должностные инструкции, прогнозы и статистические данные, объявления о вакансиях, резюме специалистов.

Вся эта информация поможет Вам составить достаточно полное представление о состоянии рынка труда в выбранном Вами сегменте.

Конечно, Вы получите только «срез», картину на данный момент, но и ее можно экстраполировать на будущее, особенно, если удастся пообщаться с представителями данной профессии, которые имеют опыт работы более 5 лет и которые могут познакомить Вас с тенденциями рынка.

Как правило, при изучении обнаруживается, что в устоявшихся профессиях (бухгалтер, юрист, секретарь) уровень дохода стабилизировался, зато потребность в специалистах достаточно большая. В «новых» профессиях (SEO специалист, программист Java, менеджер проекта) потребность в специалистах очень высокая и уровень заработной платы выше средней по рынку. Это значит, что через 5 лет таких специалистов станет больше, а уровень заработных плат станет несколько ниже. Некоторые же специальности вообще не востребованы, так Вы не обнаружите ни одного объявления о том, что требуется «менеджер по управлению бизнесом». Это значит, что молодые специалисты с такой записью в дипломе вынуждены переквалифицироваться в смежные специальности – менеджеров по продаже, секретарей, помощников и т.д.

 

 

7. Выбор учебного заведения

Итак, решение принято, теперь важно определить: в каком учебном заведении можно получить профессиональное образование.

Соберите информацию о всех учебных заведениях, где можно получить требуемую профессию. Изучите условия поступления, стоимость обучения. Изучите отзывы о качестве обучения в интересующих вас учебных заведениях, а также отзывы выпускников и, главное, отзывы работодателей. Поверьте, серьезный подход к выбору учебного заведения – это краеугольный камень в здании будущего профессионала.

Не секрет, что у нас есть ВУЗы, которые дают знания и ВУЗы (хотя их даже называть так не стоит), которые дают «корочки». Работодатели крепко усвоили разницу между теми и другими.

Особенно важно это для молодого специалиста без опыта работы.

Менее критично это для специалистов, которые решили получить второе образование. В таком случае работодатели не так придирчиво относятся к диплому.

В ВУЗах первой группы постоянно работают рекрутеры, готовящие кадровый резерв для своей компании, приглашают студентов на практику, а иногда, на работу  с 3-4 курсов (так происходило со студентами КИСИ во времена строительного бума). Выпускники ВУЗов второй группы не востребованы как специалисты и чаще всего находят работу по содержанию весьма далекую от записи в дипломе.

 

 

Все эти действия, выполненные совместно с выпускником, с толком и расстановкой, приведут к результативному принятию решения. А само решение станет основанием для успешной профессиональной деятельности, реализации жизненных планов и материального благополучия.

 

Автор: Гнатюк Тамара

 


Выбор профессии: время рационального подхода

 
 
 
 

Найти вакансии   |   Найти резюме   |   Советы и статьи   |   Каталог сайтов   |   Реклама на сайте   |   Обратная связь   |   Контакты
Copyright © 2008-2010 Profexpert

Подвесная люстра Lightstar 751127 Lightstar 751;Подбор подшипника по размерам. Подбор подшипников по размерам .