Ваш личный агент на рынке труда
Логин
Пароль Забыли?
 
 
 
  Главная Найти вакансии Разместить резюме Советы и статьи   Работодателю  
Сейчас на сайте 14 активных резюме и 1523 открытых вакансий
 
 

Полезные статьи

Выбор профессии: шесть шагов к взвешенному решению


Даже если вы хорошо знаете способности своего старшеклассника, даже если много времени и усилий было потрачено ранее на развитие его способностей, работу по выбору профессии все равно нужно начать с чистого листа и совместно с старшеклассником. Кроме того, на решение этого вопроса должно быть отведено достаточно много времени. В идеале – не меньше года.


Почему с чистого листа?

Да потому, что есть много примеров того, как ребенок, прежде увлеченный компьютерами, становится не программистом или системным администратором, а  выбирает профессию социолога или логистика. Его явная увлеченность компьютером бросается в глаза, а выбор социологии как будущей профессии было бы сложно диагностировать или предсказать заранее, так как среди наших детских увлечений и занятий аналога этой профессии нет.

Совместная же работа по выработке решения позволяет родителям быть уверенным в том, что выбор обоснованный, принят на основании  достоверной и полной информации, а не под воздействием спонтанного решения, что были рассмотрены и взвешены альтернативные варианты решений. И, что совсем не маловажно, родители будут причастны к формированию «инвестиционной политики», будут подготовлены к тому, какие финансовые обязательства им необходимо взять на себя и оценить риски, связанные с такими инвестициями с точки зрения сроков окупаемости.

 

Итак, шаги принятия взвешенного решения:

Шаг 1. Составить список подходящих профессий
Попросите старшеклассника составить список профессий, которые ему нравятся, интересны, по которым он хотел бы работать, которые ему подходят.

На этом этапе осуществления выбора обсудите максимально широкий перечень профессий, которые соответствуют интересам старшеклассника, проведите дополнительный поиск.

Обсудите с ним выбор. Почему именно эти профессии внесены в список, чем это обосновано. Дополните список своими предложениями, которые основываются на тех же критериях, что и выбор старшеклассника. Например, старшеклассник выбрал профессию психолог, обосновывая это тем, что данный специалист помогает людям развить свои способности. Тогда можно предложить рассмотреть также профессию тренера в спорте, преподавателя музыки или живописи в специализированных учебных заведениях, которые тоже соответствуют мотиву «помогать людям в развитии их способностей».

Если старшеклассник не может, либо не хочет работать над составлением такого списка, не заинтересован в сотрудничестве с вами или не знает, с чего начать, то можно добиться результата с помощью тестов и профориентационных методик. 

 

 

Шаг 2. Составить перечень требований выбираемой профессии. Определить значимость каждого требования.

Выбранная профессия может получить совершенно новые оттенки, если протестировать выбор по таким критериям:

Соответствует ли выбираемая профессия жизненным ценностям и целям старшеклассника;
Востребованы ли специалисты данной профессии, есть ли предложения по работе, каковы условия получения начального опыта работы;
Требования к  уровню профессиональной подготовки, возможность профессионального и карьерного роста;
Требования, предъявляемые профессией к способностям  человека;
Оценка содержания, характера и условий труда по специальности.
Требования, предъявляемые профессией к здоровью.
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

 

Шаг 3. Оценить соответствие потенциального специалиста требованиям каждой из подходящих профессий

Кроме тех требований, которые есть у нас к профессии, существуют и требования профессии к нам. Проанализируйте, развиты ли у старшеклассника профессионально важные качества, отвечают ли его интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии. Обычно эти требования подробно описываются в профессиограммах, объявлениях о вакансиях, стандартных должностных инструкциях.

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит старшекласснику.

Чтобы убедиться в правильности выбора, обсудите решение с представителями этой профессии или экспертами на рынке труда, друзьями, учителями, психологом, профконсультантом.

 

Шаг 4. Исследовать учебные заведения и осуществить выбор

Итак, решение принято, теперь важно определить: в каком учебном заведении можно получить профессиональное образование.

Соберите информацию о всех учебных заведениях, где можно получить требуемую профессию. Изучите условия поступления, стоимость обучения. Изучите отзывы о качестве обучения в интересующих вас учебных заведениях, а также отзывы выпускников и, главное, отзывы работодателей. Поверьте, серьезный подход к выбору учебного заведения – это краеугольный камень в здании будущего профессионала.

Не секрет, что у нас есть ВУЗы, которые дают знания и ВУЗы (хотя их даже называть так не стоит), которые дают «корочки». Работодатели крепко усвоили разницу между теми и другими.

Особенно важно это для молодого специалиста без опыта работы.

Менее критично это для специалистов, которые решили получить второе образование. В таком случае работодатели не так придирчиво относятся к диплому.

В ВУЗах первой группы постоянно работают рекрутеры, готовящие кадровый резерв для своей компании, приглашают студентов на практику, а иногда, на работу  с 3-4 курсов (так происходило со студентами КИСИ во времена строительного бума). Выпускники ВУЗов второй группы не востребованы как специалисты и чаще всего находят работу по содержанию весьма далекую от записи в дипломе.

 

Шаг 5. Изучить рынок труда

Каждую из выбранных специальностей проверьте с точки зрения требований рынка труда. Востребованы ли специалисты данной специальности на рынке труда. Есть ли возможности трудоустройства на начальные позиции, каковы возможности продвижения, какой уровень заработной платы на каждой ступени карьерной лестнице. Сколько времени в среднем нужно для естественного карьерного роста. Какие дополнительные знания и навыки необходимо получить и развить для обеспечения профессионального и карьерного роста. В каких отраслях востребована данная специальность, какие отраслевые знания необходимы при этом.

 

Шаг 6. Определить основные практические шаги к успеху
Не откладывая работы на будущее, составьте программу развития профессионально важных качеств, ищите возможности для получения практического опыта работы по данной специальности. Чем раньше человек начинает действовать, тем выше в последствии его цена и конкурентоспособность на рынке труда.

 

Автор: Гнатюк Тамара

 

 

 


Выбор профессии: шесть шагов к взвешенному решению

 
 
 
 

Найти вакансии   |   Найти резюме   |   Советы и статьи   |   Каталог сайтов   |   Реклама на сайте   |   Обратная связь   |   Контакты
Copyright © 2008-2010 Profexpert

купить коронку по бетону